Если бы Данте ограничился «Новой жизнью», наиболее значительным произведением флорентийского периода, мы бы уже почитали его как знаменитого итальянского поэта. Но именно изгнание, несправедливое, мучительное, страшное: «сожжение в случае неповиновения», заставило его совершить невозможное — стать тем, кем он стал, и доказать Флоренции, что она потеряла лучшего своего гражданина, а всему миру дать «верную дорогу». Флоренция отправила Данте в путешествие сначала по Италии, а затем по Вселенной.
Само чтение «Божественной Комедии», столь мучительное и неблагодарное вначале, требует и сотворчества, и духовного опыта. С трепетом слышу от студентов: ««Ад» прочитал. Понравилось: близко, понятно. «Чистилище» труднее, «Рай» — совсем не воспринимается». Даже Р. Вагнер «Рай» не понял и посоветовал своему другу и родственнику Ф. Листу ограничиться в «Данте-симфонии» «Адом» и «Чистилищем». Впрочем, напрасно не понял, ведь «Рай» — торжество музыки!
«Божественная Комедия» — невероятный, волшебный текст. Кажется, что поэт не просто писал стихи, а колдовал или действовал как средневековый алхимик. Недаром О. Мандельштам постоянно повторял про «химию оркестра», «химию стиха» в работе «Разговор о Данте». Он же предостерегал от школярской риторики в понимании чуда «Божественной Комедии» и призвал к «изучению соподчинённости порыва и текста».
«Комедия» — синтез жанров: это видение, поэма, гимн Беатриче, энциклопедия, исповедь, утешение, можно отметить черты рыцарского романа о Граале, паломничество, одиссея. В жанровом пределе Комедия доходит до парадоксальности, поскольку в ней просматривается и житие. Ведь Данте в конце созерцает Бога в высшей сфере Рая. Это уникальный случай создания жития о себе самом.
В «Божественной Комедии» представлено средневековое естествознание: «Ад» рассказывает о внутреннем строении Земли, «Чистилище» рассматривает человека с точки зрения проблем истории, биологии, психологии, «Рай» показывает соотношение астрономии, метафизики и богословия[1].
«Божественная Комедия» сочетает черты эпоса лирики и драмы. Она не компенсирует отсутствие эпоса у итальянцев в средние века, поскольку обращается ко всему человечеству, «указывая путь к спасению», но косвенно способствует уникальному решению этой проблемы в будущем Возрождении: Кто мы? – Мы потомки древних римлян. Комедия пробуждает у итальянцев величайшее культурное самосознание. И всё-таки, Комедия создавалась не как трактат о мироздании, а в момент величайшего кризиса в судьбе поэта, несправедливо изгнанного из Флоренции, скитающегося, потерявшего дом и семью. В такие моменты человек задаёт два вопроса: «За что всё это мне?» и «Почему всё так устроено?». На эти вопросы поэт и отвечает в «Божественной Комедии». Его личная судьба раскрывается в путешествии по Вселенной, и согласуется с жизнью других людей и с законами мироздания. Русские поэты серебряного века ощущали свою причастность к судьбе Данте. Можно вспомнить ахматовскую музу «диктовавшую Данту страницы «Ада»».
«Комедия» поражает стройностью, соразмерностью и совершенством структуры. «Произведение, гениальное уже по замыслу» (Пушкин), построено так, что при каждом стремлении вникнуть в смысл, проанализировать тот или иной образ, открываются целые цепочки алгоритмов и художественных кодов. Мандельштам также утверждает, что «Комедию» должны изучать учёные. Сегодня становится понятным, что кроме историков, философов, литературоведов, лингвистов, культурологов «Божественная комедия» может быть интересна антропологам, математикам, минералогам и т.д.
Композиция произведения соотносится с образом автора-героя. Данте раскрывает свою сущность по образцу св. Августина в «Исповеди», как человека, предстоящего перед Творцом, использует опыт Боэция в «Утешении философией», когда герой осмысляет личную судьбу, используя гуманитарные науки, при этом Данте сопереживает миру как поэт-пророк. Так как совершенствование героя включает пространственное измерение, оно метафизически схематично. По словам Мандельштама, «средневековье не помещалось в системе Птолемея – оно прикрывалось ею»[2]. «Божественная Комедия», синтез идей Средневековья, с трудом втиснута в птолемеевское пространство.По словам М.Л. Андреева, «Космос в «Божественной Комедии» это не только мир природы, зловещий в «Аде», просветлённый в «Рае», но и мир этики. Мир, в котором физические законы находятся на службе у этических»[3].
Очень точно и ёмко определяет форму Комедии образ храма. И дело не только в том, что «содержание поэмы относится к её форме как храм – к совершающейся в ней службе» (Доброхотов), а в том, что Вселенная приобретает форму храма. Огромное подземелье соотносится с криптой (Ад), стены представлены в виде горы Чистилища, а подъём в гору во многих культурах соотносится с духовным опытом и совершенствованием («Восхождение на Фудзияму»). Купол храма обычно символизирует небеса. В пользу идеи текста-храма говорит и числовой код Комедии – каждый храм должен сначала иметь математический расчет. Принцип золотого сечения, лежащий в основе формы «Божественной Комедии», также создаёт пространственную структуру.
Композиция произведения имеет несколько уровней. Во-первых, пространство и время. Во-вторых, числовой уровень. В-третьих, аллегорический, с ним связан и план вставных сюжетов. В-четвёртых, символический. Пятым уровнем композиции мы бы назвали метафору, как способ превращения материала всевозможных гуманитарных наук в поэзию. «Поэзии Данте известны все энергии современной науки. Единство света, звука и материи составляет её внутреннюю природу»[4]
В 14233 стихах «Божественной Комедии», «сдержанной и смиренной» по стилю даётся пространство Вселенной с северным полушарием земли с воронкой Ада, образовавшегося в результате падения Люцифера, и южным полушарием воды с горой Чистилища, симметрично вытесненной Адом. Земля окружена воздухом и сферой огня. Т.о. представлены все стихии античного мира. Симметричная противоположность Ада и Чистилища напоминает об эпическом дуалистичном пространстве, когда герои помещаются на возвышенности (например, дворец Хеорот в «Беовульфе»), а чудовища приходят из нижнего мира. Это пространство оживляется и одухотворяется этикой. «Мировая гармония предполагает, что у каждого существа собственный тип стремлений. У высших творений это разум и любовь. У низших – тяготение или инстинкт…. Естественная область бытия души – Эмпирей, занебесное непространственное царство»[5]. Таким образом, мы можем говорить о физическом пространстве: подземный мир, гора, живой мир; о метафизическом пространстве: противоположность Ада и Рая во Вселенной; и о пространстве текста, образующего храм.
Временное измерение Комедии тоже имеет несколько систем отсчёта. Во-первых, точная дата – Пасха 1300 года, при том, что начинается путешествие с восхождения на холм в страстную пятницу. Во-вторых, история Флоренции, Италии, Рима, с актуализированной политической ситуацией и встроенная в Священную Историю.
Если пространство формируется этикой, то время – шагом Данте по Вселенной. Его шаги – метр, определяющий звучание терцин. Гармоническая связь звука и зрительного образа в пределе своём определяет время и пространство Комедии. Поскольку, пространство – зримо, а время отсчитывается биением сердца и шагом героя. С шагом соотносится и важный символический образ лестницы в Комедии, с биением сердца, гонящего кровь – волна. Лестница напоминает не только об уступах Ада и Чистилища. Самой страшной лестницей является «мохнатая лестница» — шерсть Люцифера, по которой Данте и Вергилий выходят из Ада. Самой прекрасной – уходящая вдаль лестница уровней Райской Розы, в которой Данте мог видеть только самые близкие к нему фигуры. Образ волны (onda, acqua) изменяется в Комедии. В первой части это мутная вода, влекущая души. Этот образ в частности связан с четырьмя реками адского мира: Ахероном, Стиксом, Флегетоном, и Летой, начинающейся в Чистилище. Они сливаются в середине Земли в ледяное озеро Коцит. Главная характеристика волны вначале, начиная с 24 строки первой песни Ада – si volge a l’acqua perigliosa e guata (Глядит назад, где волны бьют, страша,) — тёмная, грязная мутная вода, с силой увлекающая в глубины Ада, — соотносится с внутренним состоянием героя, находящегося в паническом, смятённом состоянии. В Чистилище вода постепенно приобретает чистоту и зеркальность, а в Рае воды, как таковой нет, но свет – основная субстанция третьей кантики – распространяется «подобно волне»[6]. Образ волны соотносится с движением героя по спирали, поскольку спираль и есть волна, и с луком в третьей кантике[7]. Круг – совершенная форма, которая геометрически выражает смысл Комедии, так же связан с образом волны и лука. Бог предстаёт в Комедии в виде трёх кругов, а «понимание в поэме выступает как нахождение центра в круге, попадания в цель».[8] Условным объединением двух образов — волны и лестницы – является колесо, которому можно «дать ровных ход» (sì come rota ch’igualmente è mossa). Колесо заменяет шаг и постоянно в движении как волна.
Числовой уровень определяет смысл поэмы на уровне математики. Он описан в каждом популярном издании про Данте и явно таит в себе множество чудесных тайн. Метрические единицы – тройка (Троица), девятка (Благодать, число Беатриче), десять (Божественная полнота), число семь, напоминающее о библейских символах (семь смертных грехов, семь церквей Семь даров Святого Духа), и многочисленные сюжетные числовые фокусы: Вергилий говорит о своём рождении в семидесятом стихе, а родился он в 70 г. до н.э.. Прожил пятьдесят один год и речь его занимает пятьдесят одну строчку. Особенно богата числовой символикой тридцатая песнь Чистилища – кульминация поэмы по принципу золотого сечения, её смысловой центр. Золотое сечение тоже связано с пространственной образностью – по этому принципу построены кристаллы – самое совершенное создание мира неорганической природы.
Аллегорический принцип проходит через всю ткань поэмы. Аллегория для Комедии – путь к метафоре. Аллегория – однозначная подмена слова, например, Минотавр – «позор критян» («Ад» Песнь 12. 12-13). Флегетон – «поток кровавый» («Ад» Песнь 12. 47). Библейских персонажей, участвующих в процессии Земного Рая можно отметить как аллегорические фигуры и символические. Они абсолютно соответствуют своей роли в Священном Писании.
Символы в «Божественной Комедии» имеют выраженную многозначность. Это три зверя, которых Данте встречает, пытаясь подняться на холм: рысь (в русском переводе М. Лозинского) (Lonza – ягуар в подлиннике). Для Данте важна яркая пёстрая шкура – символ прельщения земных радостей[9], лев – символ насилия, волчица – Алчность.
К символическим фигурам можно отнести трёх основных проводников Комедии – Виргилия, Беатриче и св. Бернарда, объясняющего Данте смысл Св. Троицы. И трёх дополнительных проводников, появляющихся в Чистилище: Стация, св. Лючию, приснившуюся Данте в образе орла, Мательду, встретившую Данте на лугу Земного Рая.
Метафорический уровень наиболее поразительный, он не только выражает художественное мастерство великого поэта, но и помогает преобразовать философский буквальный точный смысл поэмы, объединить его с богословским символическим уровнем и придать единство и совершенство многозначной структуре Комедии. Метафоры иногда имеют своим источником Библию (например, Люцифер – «червь» Пс. 21, 7)[10] или они образованы из понятий средневековых философов: Псевдо-Дионисия Ареопагита, Св. Августина, Св Альберта Великого и т.д. У св. Августина, возможно Данте берёт принцип преобразования аллегории в метафору: «Энигматический герменевтический метод Августина, объединяющий антитетические смыслы в единой комплексной метафоре».[11] Мы помним, что у Данте постоянно наблюдается стремление объединить двух антиподов, поставив их рядом. Это и Платон – Демокрит в Лимбе, и Бонавентура и Иоахим Флорский на небе Солнца. Конечно, чрезвычайно интересны метафоры пришедшие из литературных произведений Вергилия, Овидия. Но единство и цепь метафор, тем не менее, позволяет Т.С. Элиоту заявить: «вся поэма Данте – огромная метафора, и в её стихах отдельным метафорам места нет».[12] Видимо, Данте тоже это понимал, поскольку все его метафоры тесно связаны и тяготеют к единому смыслу.
Особенно поразительно плод невероятных усилий, преобразованный в светлое сияние предстаёт в последней песне Рая. Герой уже не смятённый, испуганный, потерявшийся, беспомощный, человек, а трепещущий и внимающий, сосредоточенный в молитве и благоговении интеллектуал Средневековья, стремящийся «постичь, как сочетаны были» три круга. Данте последовательно показывающий в Раю собственное изменение и всё большее сияние и красоту Беатриче, способен открыть свой разум для грянувшего «смысла с высот». Зрительные и слуховые образы объединяются в символе «звучащего света», творящего гармонию Вселенной. Любовь – объединяющая сила, закон мироздания «движет солнце и светила».
Фейгина Е.В.
[1] См. Доброхотов А.Л. Данте Алигьери. М., 1990. С. 86
[2] Мандельштам О.Э Разговор о Данте. М., 1987. С. 132
[3] Андреев М.Л. Данте//История литературы Италии. М., 2000. С. 354
[4] Мандельштам О.Э. Указ соч с. 112.
[5] Доброхотов А.Л. Данте. М., 1990. С. 136
[6] Андрушко В.А. Зрение и свет в поэзии Данте//Дантовские чтения 1987. М., 1989. С. 94
[7] Там же. С. 106
[8] Там же. С. 106
[9] Доброхотов А.Л. Указ соч С. 94
[10] Андрушко С. 112
[11] Там же С. 96
[12] Элиот Т.С. Данте//Элиот Т.С. Избранное. Религия. Культура. Литература. М., 2004. С. 304