Дата / время
22/05/2015
16:00 - 17:45
Местоположение
Первый учебный гуманитарный корпус МГУ, аудитория 1063
Категории
Восприятие двух мировых войн было в литературе Запада весьма различным. Первая мировая стала ударом по наследию 19 века – позитивизму с его сциентизмом и оптимизмом «теоретического человека» (Ницше). Достижения науки и техники, с которыми связывались надежды на скорое устроение рая на земле, оборачиваются против человечества; «синдром Франкенштейна» становится важной темой в литературе, порожденной войной 1914 года.
В эпоху модернизма образ Первой мировой как «бойни народов» отражает переживание этого события как апофеоза абсурда, «кровавого хаоса и бессмыслицы» (Г.Брох). Если в экспрессионистской поэзии и драме присутствует непосредственная эмоциональная реакция на событие, то в творчестве писателей «потерянного поколения» происходит осмысление опыта Первой мировой, расширение концепта войны, которая превращается в универсальный символ «удела человеческого» (А.Мальро).
«Потерянное поколение» стало связующим звеном между литературой о Первой мировой и литературным экзистенциализмом, становление и оформление которого происходит в годы Второй мировой. Однако при несомненной преемственности, литература, рожденная Второй мировой, столкнулась с необходимостью осмысления радикально иного опыта. Если Первая мировая воспринималась либо как война человека со своим созданием – техникой, либо как кровавый абсурд, Вторая мировая стала гуманитарной катастрофой, нравственным потрясением, которое было связано с открытием того, что один человек способен сделать с другим человеком. И в Германии, и во Франции в 1940-начале 1950-х доминирует ангажированная литература, поставившая своей задачей призыв к ответственности, к пробуждению совести, к национальному покаянию («литература Сопротивления», «Группа 47»). Вместе с тем, в центре внимания оказываются нравственно-философские вопросы, исследование человеческой природы, что приводит к расцвету мифологизма, притчевости («магический реализм» в Германии, романы Мерля «Разумное животное», Веркора «Сильва» и др.). Послевоенная литература отличается полемичностью взглядов. «Группа 47» в Германии критикует абстрактность и внеисторизм «магических реалистов», их отказ смотреть в лицо реальности и фактам. Во Франции важной становится противопоставление «двух войн» — героической истории Сопротивления и «странной войны» (Сартр), что связано с оккупацией и феноменом коллаборационизма.
Тема Второй мировой войны постоянно присутствует в западной литературе второй половины 20 века. Однако по мере удлинения хронологической дистанции от исторических событий 1939-1945 гг. эта тема претерпевает различные трансформации. Так, например, в эпоху контркультуры она становится метафорой для обличения «потребительского концлагеря» и «государства-корпорации» (Хеллер, Воннегут), в эпоху постмодернизма –становится поводом для создания «квестов», «конспирологических» сюжетов (Пинчон, Модиано).
Трансляция лекции состоится из аудитории 1063 Первого учебного гуманитарного корпуса МГУ.