14 марта 2015 года в Москве скончался Валентин Григорьевич Распутин

Валентин Распутин

Творчество писателя представляет собой уникальное явление в истории отечественной словесности второй половины ХХ века. Нам еще предстоит осознать , современниками какого человека мы являлись, и вновь перечитать его глубокие, наполненные живой болью произведения, и на новых поворотах нашей частной жизни и общей истории услышать его голос и почувствовать живительный отклик на него собственного сердца…

Великий русский писатель, воспреемник и продолжатель классической традиции, родился 15 марта 1937 года в селе Аталанка Усть-Удинского района Иркутской области. Его корни – крестьянские, русские , но не только: родители были сельскими интеллигентами, а среди предков и сибирские крестьяне, и поляки, и эвенки. По окончании историко-филологического факультета Иркутского государственного университета В.Распутин работал журналистом, что дало ему возможность увидеть события и людей в реальной, разнообразной трудовой повседневности и получить, возможно, тот верный ракурс изображения жизни, который дается лишь максимальным приближением к человеку, его душе. Почти одновременно с первыми книгами очерков «Край возле самого неба» и « Костровые новых городов» выходит сборник рассказов «Человек с этого света» (1966 – 1967гг.) и первая повесть « Деньги для Марии» (1967г.) Повести « Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974г.) приносят писателю всенародное признание.

Главная тема, заявленная с самого начала творческого пути, — народ, который состоит из людей, в центре внимания – конкретный человек с его переживаниями и судьбой, сплавленной с судьбой страны, и уже тогда — искренне выраженная в произведениях обеспокоенность за то, что происходит с народной душой и народным самосознанием на стыке времен и социальных перемен, в результате нравственных потерь, — вот что более всего определяло писательскую позицию.

Для творчества В.Г.Распутина характерна эпическая широта охвата действительности. Повести о затоплении отдельной деревни при строительстве ГЭС («Прощание с Матерой» 1976 г.) и стихийном бедствии («Пожар» 1985 г.), с их трагической интонацией, были приняты читателями близко к сердцу, символический подтекст предупреждал о непоправимости происходящего разрушения памяти как о признаке гибельного распада народного мира, народной культуры.

Вечные темы – противостояние нравственного и безОбразного, справедливости и насилия, добра и зла, любви и равнодушия — выражены писателем простыми словами, в его повестях и рассказах нет отвлеченного философствования, в них пушкински простое и чуткое отношение к жизни и доверие к ней – источник той правды, которая неподвластна времени, и пророческого смысла, который открывается в трагической полноте не сразу. Просто о вечном – так можно охарактеризовать творческий стиль В. Распутина.

Принято говорить о принадлежности творчества В.Г. Распутина к «деревенской прозе» — действительно, его книги внесли весомый вклад в процесс возвращения русской литературы к подлинному живому реализму, в «освобождение от догм». И конечно, острота нравственной проблематики («нравственником» назвал писателя А.И. Солженицын) предстает как продолжение великой классической традиции. Так, в духе этой преемственности нашла отражение военная тема в повести «Живи и помни»(1974 г.), где главной становится проблема, восходящая к толстовской, — единения народа и отступничества и неизбежной за него расплаты.

Для В. Распутина, как и для других представителей «деревенской прозы», наиболее значимым становится вопрос, сформулированный В.М.Шукшиным: «Что с нами происходит?» — в мирное, невоенное время. Ответ на него В.Распутин ищет в ситуациях, наиболее выпукло отражающих систему нравственных принципов и взаимоотношений людей разных поколений. Непонимание между ними и духовный разрыв определили дальнейшее трагическое разрушение единства национального мира.

Рушится не только мир духовный, но и природный. Процессы затопления сел, бездумной вырубки лесов, нарушения экологии, необходимость защиты Байкала – волновали писателя и послужили поводом к его отходу от литературной деятельности и обращения к публицистике. Его выступление на Первом съезде народных депутатов в 1989 году прозвучало ярко, писатель обозначил ключевые проблемы в жизни общества. Он напоминал о необходимости руководствоваться интересами народа, заботой о его « душе, достоинстве, культурном и нравственном облике », имея в виду несомненную для него связь будущей «великой России», преодолевшей «великие потрясения», с нравственностью и патриотизмом.

В полную надежд перестроечную эпоху В.Распутин предупреждал о трагических последствиях принимаемых решений, навлекая на себя

неудовольствие многих. К великому сожалению, огромный публицистический дар писателя не был востребован в должной мере, а его пророческие слова не были услышаны.

В последующие годы, вернувшись к художественной прозе, В. Распутин обращается к жанру рассказа, пишет повесть «Дочь Ивана, мать Ивана» (2004 г.), нравственный урок и глубокий смысл которой, возможно, еще не воспринят в полной мере. Как сказал настоятель Спасского храма г. Иркутска, отец Александр, В.Г. Распутин «прожил жизнь как настоящий христианин» — «правильно, честно, открыто». Можно сказать — и отважно, не боясь говорить самую нелицеприятную правду обществу и умножив своей жизнью, своей любовью к человеку и к Родине добро в мире.

Светлая память!

Н. А. Нерезенко

Комментирование на данный момент запрещено.

Комментарии закрыты.