Дата / время
13/05/2015
14:00 - 16:00
Местоположение
Первый учебный гуманитарный корпус МГУ, аудитория 1063
Категории
13 мая в рамках Года литературы в МГУ на филологическом факультете состоялась телеконференция, посвященная 70-летию победы. Телемост «Великая Отечественная война в зеркале русской литературы» связал аудитории Московского университета, Волгоградского социально-педагогического университета и его филиала (Михайловка).
Во вступительном слове заведующий кафедрой истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса, проф. М. М. Голубков (МГУ) отметил важность проведения данного мероприятия, главная задача которого, по выражению Михаила Михайловича, заключалась в том, чтобы «вспомнить вновь о том, что было 70 лет назад, вновь о победе в Великой отечественной войне».
В докладе «Оказывается, война не завершается победой: традиции «лейтенантской» прозы в современной русской литературе» профессор С. В. Перевалова (Волгоградский социально-педагогический университет) отметила, что «наша эпоха особенная» – эпоха «войны за память», «выросло новое поколение, для которых война 40-х годов – дедушкина война», поэтому сейчас очень важна такая литература, как романы Ю. Бондарева, проза В. Тендрякова, В. Некрасова.
Доцент Е. В. Зубарева (МГУ) в докладе «Логика парадоксов в осколках войны: размышления о личности К. Симонова», обращаясь к статьям Д. Быкова «Константин Симонов» и Н. Ивановой «Константин Симонов глазами человека моего поколения», отразивших не столько объективное понимание личности и творчества писателя, сколько идеологические тенденции 90-х годов, подробно рассмотрела истоки формирования личности К. Симонова и влияние войны на судьбу писателя.
В докладе «Авторская позиция в прозе В. Астафьева 1990-2000-х годов» О. Михайлушкина (ВСПУ) особое внимание уделила анализу повести «Обертон» В. Астафьева.
Аспирант М. А. Галиева (МГУ) в докладе «Военные рассказы Андрея Платонова: фольклорное начало» отметила, что в военных рассказах А. Платонова «особенно актуализировалась философия жизни и смерти, национальная аксиология». М. А. Галиева подробно проанализировала рассказ «Мертвый старик», который близок к сказочному жанру.
В докладе «Военное творчество А. Межирова» студентка 4 курса С. Телышева (филиал ВГСПУ в г. Михайловке) выявила основные мотивы и темы военной лирики А. Межирова. В исполнении С. Телышевой прозвучали стихи поэта, в том числе строки из «Ладожского льда».
Аспирант А. Д. Маглий (МГУ) в докладе «Мотивы лирики М. Ю. Лермонтова в поэзии военных лет Н. Тихонова, К. Симонова, О. Берггольц» представила сопоставительный анализ поэмы «Бородино», стихотворений «Валерик», «Воздушный корабль», «Могила бойца» М. Лермонтова и поэмы «Киров с нами», стихотворения «Смерть бойца» Н. Тихонова. Параллели проводились между лермонтовским «Завещанием» и «Женами», «Открытым письмом» К. Симонова, а также стихотворением «Измена» О. Берггольц. Лермонтов был особенно близок и созвучен военному поколению.
В докладе ученика 10 класса школы № 19 г. Волгограда К. Самсонова был представлен анализ рассказа «День, вытеснивший жизнь» В. Тендрякова, действие которого, как и в поэме Г. Веденеева «Солдатский бугор», происходит летом 1942 года в сталинградской степи. К. Самсонов показал соотношение точек зрения автора и героя.
И. Б. Колямина (учитель школы № 19 г. Волгограда) в докладе «Тема Великой отечественной войны на уроках литературы в школе» отметила, что «волгоградские писатели отразили в своих произведениях пока ещё малоизученные эпизоды боев на подступах к Сталинграду летом 1942 года». И. Б. Колямина проанализировала поэму волгоградского поэта Г. Веденеева «Солдатский бугор», в которой описываются тяжелейшие бои на безымянной высоте:
Память веков – это наши бугры,
Нашей великой славянской страны
Множество стран на планете Земля
Дороже мне всех Россия моя