Дата / время
23/06/2015 - 27/06/2015
10:00 - 18:00
Категории
XVIII Фулбрайтовская гуманитарная летняя школа
Великие книги и школы критического чтения
(МГУ им. М.В. Ломоносова 23–27 июня 2015)
Места проведения занятий и дискуссий:
Шуваловский корпус МГУ, ауд. А-518; 24 июня — Ломоносовский корпус МГУ, конференцзал; 27 июня – Государственный музей А.С. Пушкина
День 1. Классика: социальные и институциональные контексты.
Тема дня. Классика не «происходит» сама собой, – это функция культурных (в частности, образовательных) институтов общества. Как устроен процесс «каноно-строительства»?
10.00 Открытие школы.
10.30-11.30 Майкл Холквист (Йельский/Колумбийский университет) Кем и как создаются каноны «великих книг»?
12.00-13.30 Гасан Гусейнов (НИУ-ВШЭ) Классическая филология в российской образовательной среде.
14.30-16.00 Ирина Савельева (НИУ-ВШЭ) Классика как ресурс академической корпоративной памяти.
16.30-18.00 Питер Стайнер (Университет Пенсильвании) Классика в становлении: «интернационализация» наследия русского формализма.
День 2. Национальная классика в век транс-национализма.
Тема дня. Национальная политика как фактор «изобретения» литературной традиции и формирования стратегии гуманитарного образования. Ситуация в российском образовании: между необходимостью сбережения наследства и необходимостью соответствовать актуальным вызовам глобализации.
10.00-11.30 Майкл Холквист Как складывалась и какую роль играла национальная доминанта в литературной культуре.
12.00-13.30 Джеймс Верч (Университет Вашингтона, Сент-Луис) Нации и их/наши нарративные привычки: теория и актуальные исследовательские практики
14.30-16.30 Дискуссия. Национальная классика в школе: борьба за литературный канон в России 2000х годов.
Учитель: хранитель или творец литературного канона? Ученик: обязанность понимания или право личной интерпретации?
Участвуют: Михаил Павловец (НИУ-ВШЭ), Светлана Красовская (издательство «Просвещение»), Михаил Голубков (МГУ), Елена Пенская (НИУ-ВШЭ), Леонид Клейн (РАНХ и ГС), Б. Менцель (Университет Майнца).
17.00 Просмотр фильма «Девушка в белом пальто» (2011, Канада). Дискуссия о проблемах киноадаптации.
Фильм канадского режиссера Д. Васика по мотивам повести Н.В. Гоголя «Шинель» (премьера в Российской Федерации).
День 3. Старые и новые воплощения «всемирной литературы». Проблемы перевода и практики чтения.
Тема дня. Как разрешается – в разных культурных традициях и контекстах — напряжение между национальным и глобальным производством/потреблением культурного текста? Перевод и педагогика чтения как сферы формирования транс-культурной и транс-дисциплинарной грамотности.
10.00-11.30 Майкл Холквист Возможна ли «мировая литература»?
12.00-13.30 Александра Борисенко (МГУ), Александр Ливергант (журнал «Иностранная литература») «Всемирная»/ «интернациональная»/ «иностранная» литература: просветительские и медийные проекты в России ХХ века.
14.30-15.30 Биргит Менцель (Университет Гутенберга, Майнц) Пере-перевод великих книг: коллизия вокруг «Бесов» Достоевского по-английски и по-немецки».
16.00-18.00 Дискуссия. Уроки чтения в высшей школе.
Возможности преподавания «пристального чтения», «медленного чтения», «критического чтения» в гуманитарной (и негуманитарной?) аудитории. Педагогики чтения в аспекте освоения транс-культурной и транс-дисциплинарной грамотности.
Участвуют: Евгений Миронов (РАНХ и ГС), Алексей Козырев (МГУ), Галина Сорина (МГУ), Анна Костикова (МГУ)
День 4. Новые технологии как фактор реформирования литературного канона.
Тема дня. Роль электронных технологий в обновлении режимов трансляции культурного/литературного наследства. Уроки «великих книг» для поколений интернета.
10.00-11.30 Майкл Холквист Роль новых технологий в становлении глобального канона.
12.00-14.00 Культуры чтения и смотрения: медийный перевод в глобальном измерении.
Участвуют: Диана Немец-Игнашева (Карлтон колледж/МГУ), Ирина Каспэ (НИУ-ВШЭ), Полина Рыбина (МГУ) и др.
15.00-16.30 Любовь Борусяк (НИУ-ВШЭ) Как и что читает молодежь в России («ВКонтакте» как зеркало читающей аудитории).
17.00-18.00 Сетевой проект «Открытая Утопия»: к 500-летию «Утопии» Томаса Мора. Видеоконференция с автором проекта Стивеном Данкомбом (Нью-Йоркский университет)
День 5.
Тема дня. Как преподавать «всемирность» в контексте все усложняющихся культурных взаимосвязей местного и глобального? Учебные курсы «мировой»/ «зарубежной»/ «сравнительной» литературы и культуры как область методологического поиска и педагогического эксперимента.
11.00 – Обзорная экскурсия в Государственном музее А.С. Пушкина.
12.00 -14.00 Круглый стол Курс всемирной литературы как проблема и возможность.
Участвуют: Игорь Шайтанов (РГГУ), Владимир Плунгян (МГУ), Дэвид Дэмрош (Гарвардский университет), Кирилл Корчагин («Новое литературное обозрение») и др.
15.00-16.30 Продолжение круглого стола. Закрытие школы.